Быть ли туризму в Харькове?

Привет, что нового? Не виделись сто лет, надо бы встретиться. Уже решил, что делаешь на каникулах? А мы едем на несколько дней в Харьков, хочешь с нами? Есть на что посмотреть и куда сходить: соборы (Покровский, Успенский и Благовещенский), бекетовские дома, обновленная площадь Конституции, тот самый Госпром… Знакомые рекомендовали несколько баров и кафе. Да и хостелы недорогие найти можно. Ты, в общем, решай, а то билеты разлетаются мгновенно!

Вероятность услышать подобный разговор на улице одного из городов Украины равна почти нулю. К сожалению. Вот если бы в туристическом маршруте значились Одесса, Львов, Киев или Черновцы… Почему наш город не в фаворе у путешественников? Как сделать так, чтобы Харьков стал привлекать не только бизнес-туристов?

Тема туристического имиджа Харьковщины остается острой. Своими взглядами на Харьков как туристический город и его бренд с журналистами KRAPKA поделились эксперты Алексей Мусиездов, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ХНУ имени В.Н. Каразина и Михаил Красиков, кандидат филологических наук, этнограф, доцент кафедры этики, эстетики и истории культуры Национального технического университета «ХПИ».

«Бренд – это идентичность, воспринимаемая извне», – Алексей Мусиездов

Определение бренда связано с понятием идентичности. По словам эксперта, об идентичности можно говорить двояко: как о самопонимании человека и результате восприятия её другими. Последняя и является брендом.

JciG4WOXg0Y
Автор карты: Максим Розенфельд

 

Бренд: данность или результат работы?

«С одной стороны, – размышляет социолог, – это результат целенаправленной работы. Это маркетинговый продукт, образ. Хотя, конечно же, определенное представление о городе существует независимо от специальных усилий. Образ есть всегда. Вопрос только в том, кто и как им управляет».

По всей видимости, бренд нашего города пока живет своей жизнью. Результаты мини-опроса жителей Украины «Что вы знаете о Харькове?», который с 26 по 31 января 2016 года провела редакция KRAPKA, могут расстроить харьковчан. Но, как говорится в пословице, лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Начнем всё же с приятного. Согласно ответам, Харьков – крупный студенческий, промышленный и научный центр Восточной Украины. Это просторный город: людям он запомнился широкими улицами и, в частности, огромной площадью Свободы с её достопримечательностями.

Плохое. Среди неприятных ассоциаций значатся гопники, закрытость и неприветливость горожан, грязь, серость и… рынок «Барабашово».

«Это самый считываемый и воспринимаемый образ, – говорит Алексей Мусиездов. Харьковчанам он не нравится, они привыкли себя считать интеллектуалами, а не торгашами. К сожалению, нас не всегда воспринимают такими, какими мы видим себя. В нашем случае два образа конкурируют».

Из 42 опрошенных только единицы знают, что, кроме площади Свободы, парка Горького, памятника Тарасу Шевченко, стадиона «Металлист», улицы Сумской и Зеркальной струи, в городе есть десятки прекрасных архитектурных сооружений.

Михаил Красиков отмечает, что в наши дни незаслуженно забыто множество исторических мест и памятников культуры. Например, дом художницы Зинаиды Серебряковой по ул. Конторской (бывшая Краснооктябрьская), в котором местные власти даже не настроены делать музей. Или дом Николая Михновского, известного политического и общественного деятеля страны рубежа XIX—XX веков, и это далеко не весь список.

20% опрошенных в возрасте от 20 до 30 лет не знают, чем интересен Харьков, и потому не стремятся ехать сюда.

«Что делать?»

Для того чтобы харьковчане чаще видели на улицах города туристов из других городов, нужно сделать город привлекательным для посещения. Как это осуществить?

Алексей Мусиездов считает, что необходимо определить, кого может привлечь Харьков: «Нужно четко понимать, кто потенциальный клиент. Что ему надо, интересно и на что он готов тратить деньги». Важно также понимать, в чем уникальность города.

Проведенный опрос, например, показал, что Харьков у многих ассоциируется с наукой. Но что мы можем здесь продемонстрировать?

«У нас есть „ЛандауЦентр“, рассчитанный в основном на детей, – говорит социолог. – А в одном из зданий «Харьковского физико-технического института» впервые в СССР расщепили ядро атома. Но не знаю, пускают ли туда посетителей».

Сомнения эксперта оказались небеспочвенными. В 2008 году в старом корпусе «ХФТИ» открыли музей, посвященный Льву Ландау. Его организаторы воссоздали рабочий кабинет знаменитого физика. Но для того чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В Интернете информации о том, можно ли его получить, мы не нашли. Следовательно, у потенциального туриста эта ситуация может вызвать вопрос: «зачем и для кого создали этот музей?».

Также Алексей высказал предположение, что люди, интересующиеся наукой, могут вообще предпочитать не вставать из-за компьютера. В таком случае научная инфраструктура окажется ненужной. «Тем более, я не видел примеров городов, которые делали бы акцент на своей научности. Если же опираться на историю города, включающую в себя науку и культуру, то успех более вероятен».

Помимо отсутствия инфраструктуры, Алексей указывает еще на одну проблему Харькова: он не привык о себе рассказывать. Но ее решить можно: «Надо позвать писателей, историков и придумать или реконструировать несколько сногсшибательных историй, баек о городе и продвигать их. Нужна история, разогревающая интерес к городу. Не важно, реальная она или выдуманная. Во Львове никто не проверит подлинность легенды о «Гасовой лямпе» или «Мазохе». Проверка уже никого не интересует. Ты пришел в заведение – и попал в определенный мир. В конце концов, надо выдумывать свой мир».

По мнению Михаила Красикова, нельзя рекламировать какую-то одну особенность города. Харьков – многогранный. По словам эксперта, на данный момент актуально понятие «Слободская Украина», которое значит своеобразный синтез украинской и русской культур. В архитектуре такое смешение проявилось в облике Покровского собора. Именно эта достопримечательность отражает суть Харькова и всей Слобожанщины. Поэтому собор вполне может быть одним из главных брендов города, в том числе еще и Харькова в роли казацкого города.

Есть ли потенциал?

Сколько людей, столько и мнений. Алексей Мусиездов подводит итог ранее сказанному: «Если резюмировать свое видение этого вопроса, то я настроен довольно скептически. Я не вижу того, чтобы через время Харьков стал туристическим городом. Но, с другой стороны, если есть желающие это сделать, то почему бы и нет».

Михаил Красиков более оптимистичен в оценке шансов города на получение звания туристического центра и убежден, что у Харькова огромный потенциал, но он мало реализован. «Не только туристы, но и сами харьковчане не представляют, какие титаны искусства жили и работали в нашем городе. Печально то, что ни обычные горожане, ни даже интеллигенция не замечают этой проблемы неосведомленности», – говорит эксперт.

Сколько бы раз еще не прозвучали заявления о необходимости развития индустрии гостеприимства, создается впечатление, что работа над этим вопросом будет вестись только в теории. «Ни общество, ни само государство не заинтересованы в Харькове как туристическом центре. Говорить о бренде города, конечно, можно, но стыдно», – убежден Михаил.

Культурный образ города, что находится в тени

Да, в Харькове пока нет инфраструктуры, благодаря которой он бы стал популярным среди туристов. Но у Харькова есть шансы стать таковым. Как сказал один из экспертов, в нашем городе есть множество памятников истории и культуры. Но, к сожалению, порой их не замечаем даже мы, харьковчане. Стоит лишь внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть, сколько красивых старых домов есть в Харькове. И не только на центральных улицах.

К таким достопримечательностям можно отнести здание возле площади Поэзии (Пушкинская, 19), построенное в 1907 году по проекту архитектора А. Гинзбурга. Фасад с причудливым растительным орнаментом, овальные окна, дополняющие их изящные кованые балкончики, легкость плавных линий, – этот дом является потрясающим примером декоративного модерна в архитектуре.

На улице Максимилиановской (до переименования – Ольминского) стоит бывший особняк орнитолога Николая Сомова, который за свой розово-кремовый цвет стали называть «пряничным домиком». Это здание – детище архитектора Бекетова, выполненное в романо-готическом стиле.

Оказывается, плоский дом есть не только в Одессе. Наш дом-стена находится на Московском проспекте (точный адрес – Московский проспект, 193), рядом с 17-й больницей. Глядя на здание, сложно поверить в то, что в нем живут люди.

Мы рассказали всего о трех городских домах, которые стоит увидеть. В Харькове есть сотни архитектурных памятников, заслуживающих внимания.

Любителей музеев порадуют не только традиционные исторический, природный, литературный, художественный, но и музей сексуальных культур мира (ул. Маяковского, 5). Ни в одном городе Украины и стран СНГ музея такой тематики пока нет. Несмотря на то, что Харьков далек от морских просторов, в нем все же есть морской музей (ул. Совнаркомовская, 13). Экспонаты музея – модели кораблей, карты, бинокли – демонстрируют историю кораблестроения и мореплавания.

Те, кого привлекают необычные достопримечательности, должны оценить памятник ушам (стоит во дворе домов № 14–16 на улице Данилевского) и скульптуру трубочиста, машущего рукой со старой дымоходной трубы Харьковского дрожжевого завода (пр. Московский, 135).

Культурный образ Харькова невозможно представить без искусства слова. Харьков – литературный город. Здесь начинали свой творческий путь Г. Сковорода, Г. Квитка-Основьяненко, поэты-романтики ХIХ века (П. Гулак-Артемовский, Е. Гребинка). Именно наш город был главным литературным центром 30-х годов ХХ века. Здесь писали свои произведения Н. Хвылевой, Н. Кулиш, П. Тычина, О. Вишня, а также работал известный драматург Л. Курбас. До сих пор в Харькове сохранился дом «Слово» (расположен по ул. Культуры, 9), построенный в конце 1920-х годов. В нем жили и работали известные деятели культуры, большинство из которых подверглись массовым репрессиям против интеллигенции. Позже их назвали представителями расстрелянного возрождения…

После прогулки по улицам чужого города обычно хочется отдохнуть в хорошем кафе, баре или ресторане. Какое заведение привлечет туриста? Правильно, концептуальное. Радует, что в последнее время у нас стали появляться такие заведения. Например, Fabrika.space с уютным баром на первом этаже бывшей фабрики по сортировке семян. Стоит упомянуть и городское кафе 16/54, в названии которого использована дата основания Харькова. И это далеко не весь перечень: каждый харьковчанин посоветует ещё пару любимых мест, будь это шикарный ресторан или чебуречная на «Маршала Жукова».

Гости-театралы рискуют предстать перед сложным выбором: каждый день в городе проходят не менее трех-четырех спектаклей как в государственных академических, так и частных театрах.

Харьков – разноплановый, и каждый приезжий может познакомиться с интересными ему сторонами города. Но проблема в том, что туристу придется приложить немало усилий, чтобы о них узнать. А таких энтузиастов-первооткрывателей, увы, мало. Пока ни один из своих образов (научный, культурный, студенческий) Харьков не показывает. Наш город, словно драгоценный камень без огранки. Если появится сторона, заинтересованная в развитии инфраструктуры и привлечении инвестиций, тогда появится возможность сформировать бренд города, которым харьковчане будут гордиться.

Текст: Екатерина Литвинова, Анна Дорожко