Как собрать «Живую Библиотеку»

В феврале отметил первую годовщину проект «Живой библиотеки». Его инициатор Ксения Фарафонова говорит, что ею двигало стремление разрушить стереотипы и восприятие людей по обложке. За год команда «Живой Библиотеки» в Харькове собрала множество разных людей: как «книг», так и их «читателей».

Справка: проект «Живая Библиотека» знакомит с людьми, о которых существуют определённые стереотипы в обществе. Общение с этими людьми «книгами» проходит в форме мини-лекции с вопросами и ответами. Первая «Живая Библиотека» прошла в Дании в 2000 году, после чего проект распространился по всему миру. Он действует более, чем в 50 странах, и на сегодняшний день в мире прошло более 300 таких встреч.

DSC_0217
Ксения Фарафонова, руководитель проекта “Живая Библиотека” в Харькове. Автор фото: Алина Полянская

Как родилась идея создать «Живую Библиотеку» в Харькове?

– Я выпускница Национального юридического университета имени Я. Мудрого, работаю в IT-компании. Но моя душа всегда тянулась к социальным проектам, и я много работала как волонтёр. В одной из соцсетей обнаружила группу «Живая Библиотека в Томске». Поделилась ссылкой со своей подругой Наташей Скрыпник, и мы решили устроить то же самое в нашем городе. Создали группу «Вконтакте», понемногу наполняли её, изучали тему.

То есть идея возникла задолго до реализации самого проекта?

– Всё это началось летом. Потом к нам присоединился Тарас, который сам был «книгой» на подобной «библиотеке» в Минске. Мы с ним обсудили все вопросы, после чего наметили первое заседание на февраль. Наташа отвечала за дизайнерскую часть проекта. Она и по сей день – бессменный дизайнер всех наших афиш, даже несмотря на то, что сейчас находится в Словакии, на волонтёрской стажировке EVS. Всего в команде нас 10 человек.

Ваша «Живая Библиотека» первая в Харькове?

– Да, до нас несколько встреч организовывали ребята из организации «СВІТ», которая сейчас занимается проектом «Социального витамина», они проводили его в рамках «Фримаркета» несколько лет назад. Когда мы начали проводить «библиотеки», они нам писали, интересовались, чем могут помочь.

А как, по каким критериям проходит процесс отбора будущих «книг»?

– Желающие стать «живой книгой» могут подать заявку, заполнив анкету. Иногда случается недопонимание. Например, кто-то пишет: «Увлекаюсь бальными танцами и хочу рассказать об этом». В таком случае мы объясняем, что в центре нашего внимания находятся люди, которых не воспринимают из-за стереотипов, и задача проекта – разрушить их. Затем мы приглашаем кандидатов на собеседование, просим назвать стереотипы, которые мешают их понять. С выбранными «книгами» мы встречаемся ещё раз перед проведением «ЖБ» («Живой Библиотеки» – прим. авт.). Мы подробно рассказываем о правилах и нюансах мероприятия, обсуждаем с героями их рассказ о себе. Также советуем, как работать с «читателями» и составляем аннотацию о «книгах». Это потрясающее ощущение – узнавать о людях больше.

О самих «живых книгах». Какие из них были самыми интересными?

– На юбилейное мероприятие мы пригласили 14 самых необычных, на взгляд читателей, «книг». Ими стали: буддист, мормон, еврей, лесбийская пара, полицейский, эко-поселенцы, пикапер, тату-мастер, кинолог, эзотерик, гештальт-терапевт, бездомный, нарратолог, фрукторианка.

Мне больше всего запомнились буддист, феминистка, гештальт-терапевт и многодетная мать, у которой 8 детей. Ею восхищались мужчины, некоторые даже называли колдуньей. Произвела впечатление и феминистка Анна, одна из «живых книг» лесбийской пары. Она одновременно социолог, психолог, гендерный исследователь, преподаватель в школе патрульной полиции и лидер ЛГБТ-сообщества. Буддист уже 15 лет посвящает себя этой духовной практике, он ученик датчанина Оле Нидала, который принёс буддизм на Запад.

Вообще проект преследует две цели: социальную (повышение грамотности, толерантности) и образовательную. Важно показать, какие мы все разные и какое множество профессий существует. Среди наших гостей, например, был хироптеролог – никто даже не знал, что это за профессия. А он, оказывается, работает с летучими мышами. Очень интересно было бы найти человека, пережившего клиническую смерть. Хотели бы пригласить женщину, больную раком, которая ведёт активный образ жизни и не воспринимает свою болезнь как хроническую.   Она – пример для подражания. Ещё есть бегун-параолимпиец, на которого мы вышли. Сейчас он на соревнованиях, но может выступить на одной из следующий сессий «библиотеки».

DSC_0272.jpg
Юбилейная библиотека. Автор: Алина Полянская

По правилам на «прочтение» каждой «книги» есть полчаса. Не мало?

– Люди говорят, что мало. Но, на наш взгляд, 30 минут – это правильно, поскольку внимание не рассеивается. Есть специальная методичка по организации «Живых Библиотек», там тоже дается такая рекомендация. Мы начинали с 20 минут, этого действительно не хватало. Однако всегда можно остаться на вторую сессию, чтобы узнать больше.

Как справляетесь с организационными задачами? С какими трудностями сталкиваетесь?

– Самое первое помещение – библиотеку имени В.Г. Короленко – мы нашли быстро. В малом зале, не актовом, очень уютно и располагающая атмосфера, много книг. За границей такие мероприятия проводятся в читальных залах и свободных пространствах. Но некоторые посчитали, что прийти в библиотеку – это «не круто». Человеку может понравиться идея встречи, но как только он узнает, что она пройдет в библиотеке, его интерес сразу пропадает. Мы собирались в пресс-центре «Время», в свободных пространствах «Циферблат» и Spalah (там проходила «Библиотека Донбасса»), а также в библиотеке имени В.Г. Короленко. Спасибо культоргу библиотеки Александре Ивановне за поддержку. Юбилейное мероприятие прошло в Fabrika.space. Люди там социально-активные, да и само место новое. «Библиотеку» посетили около 320 человек. Также спасибо «Фабрике» за предоставленное помещение.

YhcNnLdHiJg.jpg
Мероприятие в библиотеке Короленко. Фото из официальной группы проекта.

«Живая Библиотека» объединяет очень разных людей. Случаются конфликты?

– Конфликтов как таковых не было. Правда, когда «книгой» у нас был бездомный, гости пожилого возраста спрашивали его, почему он не работает, и настоятельно советовали трудоустроиться. Сам бездомный только недавно прошёл курс реабилитации, социальные службы помогают ему и сегодня. Была и забавная история: на одном из мероприятий локации православного богослова и феминистки оказались рядом. Она очень эмоциональная женщина, поэтому громко разговаривает. Видимо, во время своей сессии богослов, кроме себя, прекрасно слышал и её, на что заметил: «Я знал, что феминизм – это громко».

Удалось ли вам разрушить какие-то стереотипы о людях, которые приходили к вам в качестве «книг», изменить взгляды «читателей» по отношению к ним?

– Стоит провести такой опрос в нашей группе. Но часто случалось, что после встречи люди говорили: «Я представлял себе всё это иначе». Если говорить о себе, то я изменила своё представление о буддистах. Мне казалось, что это только монахи. Я узнала, что есть светские буддисты, есть йоги, ведущие немного иной образ жизни, и монахи, живущие при монастыре. Пока они выполняют духовную службу на благо всей семьи и будущих поколений, их обеспечивают семьи.

12041806_10153762466730380_177502671_n
Команда проекта. Автор фото: Юрий Лептунг

Расскажи подробнее о своей команде.

– Начнём с Насти Костиной. Она присоединилась к нашему проекту на второй «библиотеке». Как говорится, случайностей не бывает. До этого Настя была участницей аналогичного проекта в Чехии, где учили организовывать и проводить «Живые библиотеки». Она интересовалась, проводят ли такие мероприятия в Харькове, и ей рассказали о нас. Настя предложила себя в качестве волонтёра, и теперь она – наш «библиотекарь» с большой буквы. Она и по профессии библиотекарь. Удивительно, как Насте удаётся находить столько интересных людей и насколько у неё широкий круг знакомых. В общем, Настя – генератор идей.

Таня Стадник – наш кризис-менеджер, она способна быстро среагировать на ситуацию и решить любую проблему. Таня – географ по образованию, но тоже участвовала в разных социальных проектах, например, в организации лагеря «Корпуса Мира».

Лера Харченко – фотограф и просто человек, готовый взяться за всё.

Пашу Копийко мы в шутку называем спиной и стеной нашего проекта. А всё дело в том, что на многих фотографиях фигурирует его могучий торс. Паша – главный мужчина нашего проекта, ведь на него всегда можно положиться.

Близнецы Галя и Люда Никитины пишут для нескольких изданий, участвуют в нескольких волонтёрских организациях. Эти девушки кажутся неуловимыми, но тем не менее они всегда с нами. Галя и Люда – наша мощная пиар-группа.

Катя Васильева – ещё один наш кризис-менеджер. Также она проводит интервью с кандидатами в «книги».

Ксюшу Коровину мы называем хранителем. Она собирает все наши материалы: расписания, плакаты, фидбэки. Ксюша – дочь путешественника Алексея Коровина, который был одним из героев нашей первой библиотеки. К сожалению, летом он погиб в Египте.

Есть ещё Тарас Ковальчук, который периодически помогает проводить мероприятия. Тарас – очень активный человек, у него своя молодёжная организация. Поэтому по мере возможности он и нам старается быть полезным.

У вас в команде много интересных людей. Не приходила ли в голову идея провести «Живую Библиотеку» с участием всех вас?

– Мы на эту тему только шутим. Но если говорить чтениях коллективных «книг», то подобные тоже случались. У нас была целая команда белорусов на августовской «ЖБ»: мы пригласили одну женщину, а она приехала с представителями организации, сотрудничавшей со «Станцией Харьков». В итоге они помогали отвечать ей на вопросы. Сама же гостья – специалист по народному костюму.

Какие ваши дальнейшие планы?

– Когда-то мы очень хотели проводить «Живую Библиотеку» в школах, но я не знаю, насколько это сейчас актуально. Мы участвовали в ярмарке общественных проектов «Социальный витамин», где познакомились с людьми, занимающимися новыми идеями в сфере образования. В результате нам предложили презентовать проект на ярмарке для учителей, чтобы они могли использовать эту идею для школьников, но с уклоном в профориентацию. Интересно и полезно, когда представители разных профессий рассказывают о своей работе, о том, с чем им приходится сталкиваться. Если бы я в своё время пообщалась с представителем моей профессии, то может выбрала бы другой путь (смеётся). Вполне возможно, что мы примем участие в таком мероприятии. Ведь «Живая библиотека» – это не только мероприятие, но и отличный метод работы с подрастающим поколением. Ещё мы хотим проводить тематические проекты, сделать их более интерактивными. Конечно, было бы здорово найти грантовую поддержку. Если говорить о ближайших планах, то 27 марта мы проводим театральную «библиотеку», приуроченную ко Дню театра.

«Библиотеки» вы проводите бесплатные, а на что нужны деньги?

На внешнюю картинку. Рекламу (афиши), мерчендайз (футболки), угощения. Денег за участие мы действительно не берём, но как-то подсчитали, что на организацию кофе-брейка потратили около 300 гривен. Поэтому мы провели эксперимент: предложили участникам по желанию положить в коробку столько денег, сколько они смогут. В среднем жертвовали по 5 или 10 гривен, некоторые давали больше – «на развитие проекта». На чай хватило. А вот распечатки и прочее своими силами. Так что финансирование не помешает.

Как думаешь, готовы ли харьковчане жертвовать на развитие социальных проектов в своём городе?

Почему бы и нет. Готовы же люди платить в анти-кафе только за время. Сейчас почти всё делается на коммерческой основе, а нам хотелось бы уйти от этого. Хотим, чтобы проект был доступным. Студентам, как известно, тяжело выкроить даже 10 гривен. Поэтому мы и стараемся делать участие в мероприятиях бесплатным.

owQysPK30SI.jpg
“Живая Библиотека” на природе. Фото из официальной группы проекта.

 

Нужны ли Харькову подобные социальные проекты и как много?

Хороший вопрос. Я считаю Харьков социально активным городом. Может, в Киеве и других городах проводится больше проектов, но я могу с уверенность сказать, что Харьков – очень бурлящий, в социальном смысле, город. Мне было бы интересно работать над проектами, связанными с людьми и их историями, с нарративом. Мне нравится, когда начинания объединяют людей, когда они знакомятся, обмениваются контактами и больше узнают друг о друге. Стоило бы развивать городскую инфраструктуру, например, увеличить количество велосипедных дорожек. Есть, кстати, организация «Міські реформи», которая занимается этим вопросом. Недавно проходил «День одной улицы», я в восторге от этого события. Это только начало, но уже что-то в нашей жизни меняет.