Kharkiv tattoo fest: пришёл, увидел, набил

Забитые люди. В нашем случае это не «униженные и оскорбленные», о которых писал Достоевский, а любители украшать свое тело изображениями. До сих пор можно столкнуться с негативной реакцией окружающих на человека с татуировкой. Особенно со стороны старшего поколения. Наверное, чуть ли не каждому обладателю тату приходилось услышать от родителей, бабушек и дедушек подобное: «Кошмар! Ну и зачем тебе это? Выведи с кожи этот срам!» А затем обычно следуют вариации утверждения о том, что тело – это храм Божий, и осквернять его рисунками грешно.

Тем не менее, тату-культура развивается и у нас, а вместе с ее развитием постепенно уходит стереотип о татуировке как атрибуте заключенных. Не последнюю роль в эволюции восприятия нательных рисунков играют фестивали художественной татуировки.

В нашем городе уже второй раз проходит Kharkiv tattoo fest. Это мероприятие – возможность для мастеров показать свои работы и посоревноваться в своем умении с другими. Конечно, это и повод для бывалых набить новую тату, а для тех, кто еще думает – вдохновиться атмосферой эстетики и боли, чтобы наконец воплотить свое желание в жизнь.

В этом году фест расположился в просторных залах Fabrika.space. 65 мастеров из разных городов Украины вбивали краски под кожу своим моделям. Татуировщики боролись за победу в таких номинациях, как цветная тату, black & gray, миниатюрная и большая, портрет, биомеханика, органика, орнаментальная и реалистичная тату, crazy tattoo, японская и традиционная украинская, а также татуировка-перекрытие – cover up.

Выносили вердикт работам художников по телу трио жюри. Это киевлянин, знаток своего дела Александр Суворов, мастер из города Сумы Александр Харцыз, призер многих международных тату-фестивалей, а также талантливая Кира Туманова, ставшая победительницей Tattoo Collection в 2015 году. Жюри оценивало как зажившие тату, так и сделанные на фестивале.

EM5vX3ps9gk

На два дня хаб заполонили тату-паломники. Казалось, что даже молчаливая пожилая гардеробщица привыкла к забитым посетителям. Иногда она едва успевала принимать и отдавать обратно пальто и куртки.

Каким запомнился мне фестиваль? Стенды (или, как я их назвала, мини-версии) тату студий, сосредоточенные мастера и их подопечные. Кто-то из них терпел процедуру молча с закрытыми глазами, кто-то весело болтал с друзьями. На столиках были тюбики с красками, скечт-буки, стаканы с водой, аэрозоли и прочее оборудование, в котором я не разбираюсь.

Интересно, что на фест приходили целыми семьями: во время показа заживших татуировок в толпе недалеко от меня стоял молодой отец, держащий на руках ребенка. В холле, недалеко от ресепшена, в мяч играли дети. Вообще создавалось впечатление, что все вокруг знакомы.

Еще больше разогрели атмосферу вкусным тверком девушки из команды M Boowi. А музыкальным гостем фестиваля была группа «СЕНС».

dRHIuKzyzXM.jpg

Этот праздник искусства татуировки появился в Харькове благодаря инициативе группы людей. О фесте и работе тату-мастера я побеседовала с одним из организаторов Kharkiv tattoo fest Иваном Петровым.

На какие фестивали вы ориентировались, когда работали над организацией Kharkiv tattoo fest? Наверняка есть мероприятия, украинские и зарубежные, которые вам нравятся.

– Примером для нас был лучший на данный момент фестиваль в Киеве (Tattoo Convention). Конечно, хотим его переплюнуть. И вообще ориентируемся на более высокий европейский уровень. Это наше второе мероприятие. Думаю, что в дальнейшем у нас всё получится.

Все ли фесты такого формата длятся два или три дня?

– Да. Минимум два, максимум – три. Но мы решили сделать фестиваль двухдневным, потому что наш город ещё не сильно, наверное, привык к подобным мероприятиям. Тем более, третий день выходил бы будним, все были бы уже уставшими.

По каким критериям происходит отбор будущих участников и происходит ли он вообще?

– Те, кто желают бороться за призовое место – пусть борятся. По поводу критериев: всё будут решать судьи. Думаю, регистрируется тот человек, который уверен, что сможет достойно выступить.

В прошлогоднем интервью ваш учитель сказал, что не очень много мастеров подтвердили свое участие. Возможно, боялись? В этом году люди активнее регистрировались?

– Да, в первый раз участвовать в фесте боялись. Может, думали, что он будет плохо организован или вообще не состоится. В паблике по этому поводу были комменты. Но мы провели всё на ура, и в этом году очень много хороших харьковских мастеров присоединились к мероприятию.

В программе Kharkiv tattoo fest значится выступление группы «СЕНС». Также известно, что гость из Ивано-Франковска Сергей Чумальчук покажет шоу, в ходе которого сделает корсет из пирсинга. Чем еще будете удивлять гостей?

– В принципе, фишка в том и заключается, что это тату-фестиваль. Наверное, в первую очередь гости увидят крутые работы, которыми можно восхищаться. Будут розыгрыши (бесплатной татуировки, прим. авт.), концерты музыкальных групп. Думаю, это довольно интересно.

В каких стилях предпочитаете работать?

– На мой взгляд, профессиональный мастер, который уже имеет большой стаж за своими плечами, ориентируется сугубо на один стиль и старается выполнять более масштабную и впечатляющую работу. Хороший мастер никогда не будет делать маленькие звездочки, иероглифы и тому подобное. Конечно, он не будет портить ваше тело, а даст толковый совет по поводу будущего рисунка. Даже может отговорить делать тату, если уверен в своей правоте.

Вы предпочитаете работать в одном стиле?

– Люблю реализм, black & gray. Мне нравятся черно-белые тона. Эти стили, как черно-белая фотография. Она никогда не умрет. Есть сигарета, есть сигара. Что-то модно, а что-то вечно.

А как насчет шутки о тату над копчиком?

– В ближайшем прошлом этих шуток было очень много по городу. Когда наблюдаешь не очень красивую женщину, да еще и с забитым некрасивой татуировкой копчиком, это выглядит абсурдно. В наше время люди уже понимают, что такое делать нельзя.

Надеюсь, мало людей приходят с такими запросами?

– Если и приходят, то сделать cover up. Исправляют ошибки молодости.

Как поступаете в случае, если клиент не воспринимает критику, если принес неудачный эскиз?

– На самом деле, я очень часто отказываю. И не из-за того, что у меня корона на голове. Как мастер я не могу закрыть глаза и набить то, что будет смотреться плохо. Во-первых, может испортиться авторитет. Во-вторых, не хочется делать ерунду.

Помимо работы в своей студии, вы ведете передачу на онлайн-радио rap.ua и являетесь МС группы «Дети прокуренных кухонь». Что было раньше: увлечение музыкой или тату?

– Можно сказать, что музыкой и рисованием я начал увлекаться еще в школе. Но исполнять в группе начал раньше, чем делать татуировки. Когда увлечение тату переросло в создание шедевров, а не набивание портаков, тогда начал углубляться в эту тему. Если подытожить, то я бы сказал, что начал заниматься рисованием и музыкой параллельно.

Расскажите о своем учителе. Как вы учились?

– У меня произошло всё очень спонтанно. Когда я еще занимался в школе спортом, мы ездили на соревнования в Харьков (сам я из Купянска). Дело в том, что в нашем городе в плане татуировок ничего красивого не было. Когда я приехал в Харьков, уже увидел профессиональные работы. И, конечно же, захотелось сделать тату и себе. Через преподавателя в институте, который носил много татуировок, вышел на мастера. Сделал у него тату, которое мне очень понравилось. Я дал ему свои рисунки, начал надоедать (улыбается). В общем, мы сдружились, и на данный момент мой наставник работает в студии, которую я открыл. Мне это очень приятно.

В каком возрасте сделали свою первую тату?

– Мне еще не было восемнадцати. Точнее, оставалось два-три месяца до совершеннолетия.

Оцените состояние тату-культуры в Украине.

– Развивающееся. Это еще не лучшее ее состояние, не предел. Я думаю, что лет через пять никто уже не будет сильно стесняться украшать свое тело.

Текст: Екатерина Литвинова
Фото: Женя Иванов